пн-пт 900 - 1800
+7 (495) 152-57-15
многоканальный

Что нужно знать о государственных тендерах и как это поможет Вам заработать

В этой статье я постараюсь на примере собственного опыта рассказать Вам, что такое государственные закупки в России и как Вам на них заработать. Я разделю этот материал на несколько принципиально важных частей, для того чтобы Вы получили полную картину происходящего в этой сфере.

Для начала нужно разобраться с терминологией, которая используется при работе с государственными заказчиками. Термины будут изложены в порядке, в котором проходит процедура допуска и непосредственно участия в торгах.

Итак, государственные закупки – это совокупность процедур, которыми сопровождается заказ госорганами товаров и услуг за счёт госбюджетов разных уровней. На сегодня сфера госзакупок в основном регламентируется такими актами: Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013, Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011, Федеральный закон № 140-ФЗ от 04 июня 2014, Федеральный закон № 63-ФЗ от 06 апреля 2011. Остальные – менее существенны и найти их, при необходимости, не составит особого труда. Объём государственных закупок огромен. Количество тендеров исчисляется десятками миллионов. А если добавить сюда коммерческие закупки, то получаем неисчерпаемый кладезь заказов для абсолютно любого бизнеса. При этом участником торгов может стать практически каждый. Заинтересовало? Тогда перейдём к поэтапному описанию примерного руководства участникам торгов.

Первое, с чем Вам придётся столкнуться – это получение и настройка электронной цифровой подписи (ЭЦП). ЭЦП – это цифровой ключ на электронном носителе (специальная «флешка»), при помощи которого происходит идентификация компании и/или частного лица на специальных электронных площадках в сети. Получать ЭЦП нужно в специальных удостоверяющих центрах либо заказывать у компаний посредников. Последние берут за это дополнительную плату, но при этом Вам не нужно будет никуда ездить, собирать документы и ходить в банк, чтобы оплатить сопутствующие квитанции. Зачастую компании посредники также помогут Вам настроить ЭЦП на Вашем ПК. За это, конечно, может взыматься и отдельная плата. Если же Вы захотите сэкономить и сделать всё самому, тогда вооружайтесь терпением, настойчивостью и «гуглом», ищите сайт удостоверяющего центра и готовьте необходимые документы. Ничего сложного в этом, конечно, нет. Стоимость ЭЦП может колебаться от 4000 до 10000 рублей. Все зависит от вида ЭЦП (об этом поговорим в следующих статьях) и количества дополнительных услуг, которые включает в цену посредник (например, настройка рабочего места, курьерская доставка, плата за срочность и т.д.)

Следующее понятие, с которым я Вас познакомлю – это электронная площадка. Электронная площадка – это, по сути, сайт в сети Интернет, на котором происходит размещение заказа (тендера) и проведение аукциона на его исполнение. Основными электронными площадками государственных закупок в России являются следующие: Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг), Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», Система Электронных торгов (заказ рф), ООО «РТС-Тендер», Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ). Существует также большое количество других площадок закупок, как государственных, так и коммерческих. Все их можно найти в интернете. Но по количеству активных закупок остановимся все же на основных, перечисленных выше.

Каждая из площадок требует пройти аккредитацию. Аккредитация на электронной площадке – это процесс предоставления компанией необходимых сведений для участия в торгах. Этот процесс также можно провести самостоятельно либо довериться профессионалам. Если Вы решили пройти аккредитацию самостоятельно, приготовьтесь купить и настроить ещё несколько вспомогательных программ. Обязательной в этом списке будет лицензионная криптографическая программа КриптоПро (700 рублей на 12 месяцев, 1800 рублей – бессрочная). Остальные необходимые программы имеют бесплатные аналоги, но также требуют профессиональной настройки. Сам процесс аккредитации очень похож на регистрацию на обычном форуме, но имеет свои нюансы (например, требуется загрузка на сайт уставных документов компании и ключевых сведений о ней).

И вот, ЭЦП получена, компьютер настроен, аккредитация пройдена. Теперь подходим к самому интересному: поиску и анализу самих тендеров. Искать подходящие тендеры – занятие трудное, но интересное. Есть несколько способов поиска закупок. Опишу их по мере уменьшения количества потраченных сил и времени; стоимость подбора тендеров при этом будет меняться по-разному. Первый способ – это простой поиск на сайтах самих электронных площадок. Выглядит это примерно так: заходим на сайт площадки, настраиваем фильтр поиска согласно своим возможностям, вводим ключевые слова, нажимаем «найти» и получаем список закупок. Казалось бы, всё просто. Но в этом и кроется первая ошибка новичков в этом деле. Объясню почему. Заказчики зачастую так завуалированно и расплывчато называют работы и услуги, которые необходимо выполнить, что доступными на сайте инструментами поиска их просто не обнаружить. Приведу пример: недавно к нам обратился клиент – ЧОП (не путать с известным сериалом на не менее известном канале) и я принялся подбирать для него тендеры по ключевым словам. Казалось бы, введи слово «охрана» в разных интерпретациях и получишь всё по этой тематике, но не тут то было. Забегая на перёд скажу, что профессионалы не пользуются простым поиском на сайтах госзакупок. Так вот, воспользовавшись профессиональным поиском, я обнаружил довольно много закупок на данную тематику, в названии которых слова «охрана» не было и близко. Оцените, например, такую формулировку заказа на охрану государственного объекта: «Оказание услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, в Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы на 2015 год». Интересно, не правда ли? Ещё заказчик может делать неумышленные (в чем лично я не сомневаюсь нисколько) ошибки в ключевых словах названия тендера. Поверьте, бывает и так.

Всё это уменьшает количество результатов при поиске тендера на сайтах электронных площадок и, скорее, всего Вы упустите самые интересные предложения. Говоря откровенно, это не слишком существенно, если Вы занимаетесь, например, строительством или ремонтом в средних и крупных масштабах. Количество подобных закупок огромно. Но что, если Вы занимаетесь чем-нибудь узкопрофильным: например, переводами с японского и китайского языков или продаёте сигвэи (почему бы и нет). В таком случае Вам может подойти второй способ – специальные программы для поиска закупок. Не хочу никого рекламировать, Вы с легкостью найдёте необходимый софт в сети. Эти программы довольно удобны, предлагают поиск по максимальному количеству критериев, ищут на огромном количестве государственных и коммерческих площадок, предоставляют кучу сопутствующей информации. Но у них есть несколько существенных недостатков. Во-первых, все они платные (не такие платные, как небезызвестный архиватор), а реально платные, и стоят не дёшево. Во-вторых, чтобы правильно настроить все доступные фильтры, необходим некоторый опыт и знание общих принципов и правил участия в закупках. И последним недостатком для многих может стать потраченное время. Поиск тендеров даже через специальную программу может занять часы.

И вот я подхожу к оптимальному, по моему мнению, методу поиска тендеров: обращение к профессионалам. Здесь тоже есть несколько возможных вариантов: заказать периодичную рассылку тендеров по заданной тематике, заказать разовый подбор или задать конкретные условия к будущей закупке и ждать, пока такая появиться на площадках. Преимуществом такого поиска заказов будет небольшая стоимость, качественный поиск и минимальные затраты времени с Вашей стороны.
Следующий этап – это подготовка к участию в закупке. Тут всё зависит от вида тендера. Детальнее о видах тендеров я напишу в следующей статье. А пока просто скажу, что все документы и процедуры, необходимые для допуска к торгам, описаны в конкурсной документации. Она публикуется на страничке конкретного тендера на сайте закупок РФ. Хочу отметить также, что половина успеха в процессе получения государственного заказа – это правильно подготовленная конкурсная документация. Поэтому, не рекламы ради, прошу Вас обращаться к профессионалам. Тем самым, в случае отклонения Вашей заявки на участие в конкурсе, Вы сможете вернуть затраченные на подготовку таких документов деньги. Также на этом этапе рекомендую Вам ознакомиться с контрактом на выполнения заказа и его приложениями, дабы сразу выяснить для себя все риски и выгоды.

Опишу ещё несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание. Первое – это временнЫе ограничения: крайняя дата подачи заявки на участие, дата завершения рассмотрения заявок на участие, дата проведения собственно торгов, дата заключения контракта, дата выполнения контракта (или этапы выполнения контракта), сроки выплаты вознаграждения. Второе – это обеспечение участия в торгах и обеспечение выполнения контракта. Обеспечение участия в торгах – это сумма, перечисляемая участником торгов на электронную площадку в качестве гарантии участия в аукционе. Эту сумму определяет заказчик, и она может колебаться в пределах от 0,5 % до 5 % от начальной цены закупки. Эта сумма возвращается всем участникам торгов, не нарушившим правила их проведения. Обеспечение выполнения контракта – это сумма, которая перечисляется победителем конкурса на счёт заказчика до момента заключения контракта и является гарантией выполнения обязательств. Сумма возвращается после выполнения контракта. Размер обеспечения выполнения контракта определяется заказчиком как процент от начальной цены контракта. В качестве обеспечения выполнения контракта может выступать тендерный кредит или банковская гарантия. О последних двух инструментах так же будет отдельная статья.

Далее, если Ваша заявка допущена для участия в торах, происходит сам аукцион. Для разных видов тендеров – аукционы проходят в разной форме. Об этом также читайте в следующих статьях. Принцип всех аукционов исключительно прост: кто предложит меньшую цену – тот и победитель. После завершения аукциона, возможны процедуры по его обжалованию в ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Жалобы могут подавать все участники торгов. На время рассмотрения жалоб все процедуры по конкретной закупке замораживаются до момента принятия решений по жалобам. К слову жалобы могут быть поданы и на этапе подачи заявок на участие в тендерах, если участник считает, что его заявка неправомерно отклонена. При этом все сроки по конкретной закупке отодвигаются на срок рассмотрения жалоб.
И последний этап – это заключение контракта с заказчиком. Если заранее все условия были изучены, никаких проблем на данном этапе быть не должно. Замечу, что внесение изменений в контракт на данном этапе недопустимо. Выполняйте контракт точно и в срок, и вознаграждение обязательно Вас найдёт 😉

Теперь лишь несколько общих советов, которые, не сомневаюсь, будут Вам полезны:

  • готовьтесь к участию в закупке заранее – это даст Вам возможность исправить все недочёты и чётко разъяснить для себя все требования заказчика;
  • реально оценивайте Ваши возможности. Стоит участвовать в пяти мелких тендерах, чем поучаствовать в торгах за один большой;
  • обращайтесь к профессионалам при подготовке и проведению тендеров. Потраченные усилия на безрезультатное участие в торгах не принесут Вам заработка.

Искренне Ваш, эксперт компании «ДМ Групп Консалтинг».

Живые консультации по телефону +7 (495) 698-97-34 (телефон многоканальный)

© ДМ Групп Консалтинг